Один из пионеров
электронной музыки, бывший лидер Pink Floyd считает, что сам
он – Ван Гог, Генрих V и Моцарт в одном лице…
Роджеру Уотерсу нравиться охотиться на лис, как и подобает
всякому истинному английскому джентльмену. Именно это его ощущение
собственного превосходства раззадоривает пост-панковую музыкальную
прессу. Это один из Законов Рока (как и то, что Клэптон – Бог,
а Оззи откусывает головы летучим мышам): Уотерс и журналисты
ненавидят друг друга, как лис и гончие.
Но вот вышел его первый за последние восемь лет альбом, отношения
стали немного проще, и Уотерс старательно подобрал место для
этой своеобразной гонки: отель «Hempel» - это дворец в пост-модерновом
стиле. Стены из белого кирпича – тех же размеров и формы, что
и созданная Уотерсом и Джеральдом Скарфом (Gerald Scarfe) для
финального грандиозного шоу Floyd.
В довершение всего, эти стены скользят вперёд и назад, заслоняя
одну комнату, открывая другую… И в этом лабиринте, за дальним
концом длинного белого стола, сидит Роджер Уотерс, мрачный,
в тёмной рубашке. Потягивая чай, конечно же…
CR: «In The Flesh» входит в список лучших
американских турне прошлого лета. Гастроли прошли очень успешно.
Но это ведь не первые Ваши сольные гастроли?
РУ: Турне 1987-го года «Radio K.A.O.S.» было
очень специфичным. График был очень плотным. В больших городах,
например, в Нью-Йорке, я чувствовал себя неплохо, но в целом
в Штатах выступать было трудно.
CR: Сколь трудно?
РУ: (потягивая чай более сердито) Помню один
уик-энд в Цинцинатти. Мы играли на площадке, которая вмещала
в себя приблизительно 1500 человек. А двумя днями раньше ребята
(это были как раз «поддельные» Pink Floyd, Гилмор & CO)
выступили на футбольном стадионе перед 90 тысячами фэнов. Они
играли примерно то же, что и я, и таких случаев в Америке было
множество. Я был уверен, что больше на подобное никогда не соглашусь.
Но не поймите меня превратно, тот вечер с 1500 зрителей прошёл
замечательно.
Я чувствовал себя Генрихом V, знаете это: «Нас мало, но нам
хорошо, мы – отряд воинов, и те, кто лежит сейчас в Англии в
своих постелях, будут проклинать себя за то, что не были тем
вечером в Цинцинатти…» Теперь понимаете? Ну да, я отказался
от турне, если они предполагались такими же, как это…
CR: Зачем же снова садиться в седло, если
Вы уже потерпели однажды фиаско?
РУ: Я предложил Дону Хенли (Don Henley) исполнить
«Amused To Death» вместе со мной. В свою очередь в 92-ом, когда
Хенли давал благотворительный концерт, он попросил меня сыграть
несколько песен. Я сказал: «У меня нет группы», на что он ответил:
«Играй с моей!» Что я мог поделать?
Мы порепетировали пару раз, команда была такой милой… Даже не
помню, что конкретно мы играли, это и не важно. В концерте участвовали
Джон Фогерти, Нил Янг, я и Дон Хенли. Я стоял за кулисами, наблюдая,
как Фогерти исполняет «Proud Mary», и вспоминал, какой великой
группой были «Creedence», какие замечательные песни они пели,
а теперь вот я с ним на одной сцене выступаю! И когда я начал
петь, от аудитории мне передалось это восхитительное тёплое
чувство, любовь это была или уважение – не знаю, но это было
чертовски замечательно! Я просто хотел испытать это снова.
CR: Но для этого потребовалось некоторое время.
РУ: Я хотел поехать в турне «Amused To Death»,
но я не собирался возиться с билетами, как в прошлый раз. Я
сказал Sony: «Я поеду в турне, как только вы продадите 2 миллиона
копий «Amused To Death».» Им это удалось.
CR: Как вы считаете, «Amused To Death» оценили
по достоинству?
РУ: Могу ли я ответить объективно? На мой взгляд,
я участвовал в создании двух абсолютно классических альбомов
– «Dark Side Of The Moon» & «The Wall». Но если вы не слышали
«Amused To Death», вы не получили полного представления, потому
что этот альбом завершает трилогию. А в живом варианте собраны
воедино песни из всех трёх альбомов, это в своём роде их эквивалент.
CR: И вам наконец-то представилась возможность
записать песни, которые Вы всегда считали своими?
РУ: Прошло уже много времени, и люди знают,
чего ожидать, когда приходят на мои выступления. Турне и альбом
стали для меня шансом сказать: «Послушайте, всё это – с 1968-го
и по сей день – творения одного и того же человека!»
CR: Но многие не знакомы с Вашей сольной работой,
и для них Вы всё ещё ассоциируетесь с Pink Floyd.
РУ: Да, люди часто спрашивают: «Вы всё ещё
с Pink Floyd? Вы всё ещё занимаетесь музыкой?» Им знакомо творчество
Pink Floyd, а о моей сольной карьере они и представления не
имеют.
CR: И Вас это, естественно, злит?
РУ: Следует уметь учиться на ошибках. Но Ваш
вопрос затрагивает природу такого явления, как популярность.
Продавать альбомы миллионными тиражами – ещё не значит делать
что-то особенное.
CR: Но ведь «другая группа» продаёт их в таком
количестве, используя при этом песни, идеи, тексты и большая
часть музыки которых принадлежат Вам?
РУ: (делая большой глоток чая) Ван Гог никогда
не получал денег за свою работу. Он не продал ни одной картины.
CR: По крайней мере, никто и не получал гонорары,
выдавая себя за него…
РУ: Вспомните Моцарта! Даже после его смерти
Сальери пытался получить вознаграждение за его труд. Так всегда
происходит. Но надо же им на что-то жить… Не знаю, меня в некотором
роде удивили те альбомы, которые они записали. Я слышал однажды
«A Momentary Lapse Of Reason». Пара неплохих песен, но в целом
довольно посредственно. А другой альбом… (Уотерс закатывает
глаза к потолку). Давайте оставим эту тему.
CR: Но Вы воскресили «Set the Controls for
the Heart of the Sun»?
РУ: Да. Времени для репетиций у нас было не
так уж много, поэтому я сказал: «Давайте просто сыграем вот
эту вещь», и неожиданно всё неплохо получилось.
CR: Это ли не показатель того, что пришло
время для новых экспериментов?
РУ: Определённо. Это была первая песня, которую
я когда-либо публиковал, и ощущения были вроде «Господи, что
я делаю!» Та ещё была загадка…
CR: Вы писали песни ещё до того, как у Сида
начались проблемы?
РУ: Нам всем приходилось писать, когда стало
очевидно, что сам Сид писать не может. Это была моя идея – найти
кого-нибудь на замену Сиду на концертах, когда он оставался
дома и, если чувствовал себя достаточно хорошо, писал песни
для группы. Он продолжал получать свою долю гонораров. Как-то
он пришёл и предложил взять в группу двух девушек-вокалисток
и саксофониста. В те времена эта идея казалось сумасбродной.
CR: Но во времена «Dark Side of the Moon»
она уже стала казаться достаточно удачной.
РУ: Наши менеджеры считали, что Pink Floyd
без Сида ничего не будут значить, поэтому они за него держались.
CR: Были ли у вас какие-то конкретные представления
о том, как добиться успеха?
РУ: Нет! В Кембридже, когда нам было лет по
15, мы с Сидом сидели у меня и рассуждали, «как это сделать».
«Братишка у нас будет классная группа!» Хотя играть тогда совсем
не умели. Все наши амбиции заключались в том, чтобы приехать
в Лондон и снять какую-нибудь квартиру со всеми удобствами и
прислугой, возможно в Челси. Предел мечтаний – это вставать
часов в 11, завтракать, принимать ванну, бездельничать; может
быть, писать пару-тройку песен в середине дня, а часа в 4 вечера
ехать на концерт.
После концерта – чертовски весёлая вечеринка, а потом возвращение
в роскошную квартиру, где всё прибрали и приготовили, пока нас
не было. Сигареты и страстные, страстные женщины. Вот о таком
мы мечтали. Но это было нереально.
CR: Вместо этого вы играли в душных клубах,
вроде Mothers в Бирмингеме.
РУ: Да, в течение первых двух лет мы старались
зарабатывать 30 соверенов в неделю, но думаю, больше 22 на самом
деле мы никогда не получали. Таких денег было недостаточно,
чтобы покрыть расходы. Я недавно посмотрел счета за 67-69 годы:
нам удавалось получать «чистыми» в неделю по 7 фунтов!
CR: А во времена, когда «Dark Side...» стал
мега-альбомом?
РУ: Знаете, я тогда купил «Лотос 7». На самом
деле деньги получаешь совсем не сразу, поэтому я успел их потратить
до того, как они реально появились! Но передо мной стал серьёзный
выбор: быть мне капиталистом или нет.
CR: В наше время такие вопросы музыкантов
не волнуют…
РУ: Решение не было таким уж трудным! В былые
времена у меня иной раз и пары шиллингов в кармане не было.
А когда появилась эта «пара шиллингов», я положил её в банк.
Но если вас воспитывали на идеях коммунизма (мать Уотерса вырастила
его на «Daily Worker», а не на «Daily Mail»), вам приходиться
задумываться над такими вещами.
CR: Когда-то Вы сказали, что раскол в группе
уходит своими корнями аж во времена «Dark Side…» (а Гилмор вот
считает иначе).
РУ: Мне следует ответить «Да». Мы достигли
всего, чего намеревались достигнуть как команда. Мы добились
огромного успеха. Но мы по-разному себе музыкальное и концертное
будущее группы.
CR: А до тех пор творческий альянс был дружественным?
РУ: Очень дружественным.
CR: А как всё это происходило?
РУ: Ребята написали книгу о нашем турне 73-го
года. Её так и не опубликовали, но я читал некоторые отрывки
– я смеялся, мне очень понравилось. Я думал: «Ну да, вот так
всё и было». А Дэйв сидел с открытым ртом. Он говорил: «Это
ерунда! Если наша группа и впрямь такая, то мне не следует в
ней оставаться». Он не понял, насколько реально эта книга отображает
ситуацию. Говорю Вам, если бы её сейчас опубликовали, было бы
замечательно. Но всё это в прошлом…
CR: А в будущем что?
РУ: Надеюсь, что «The Tide Is Turning» (имеется
в виду песня Уотерса из «Radio K.A.O.S.», которой он завершил
шоу «Стена» в Берлине).
Источник: Журнал
"Classic Rock"
|